Тот, у кого родня большая, выпущенную стрелу найдет».
Тюркская пословица
Во все времена человека особенно интересовало его
происхождение, откуда пошла его фамилия, как, с каких
древних языков переводится и что означает. Многие народы,
еще в эпоху родового строя, в устных преданиях сохранили
память об этногенезе своих предков и их героических
подвигах.
Представление об особой значимости кровного родства
составляло важнейший элемент общественного сознания и
культуры глубокой древности.
История фамилий может насчитывать много веков. За все время
своего существования, фамилия может претерпеть большие
изменения, с выпадением отдельных букв, даже целых слогов,
что может в корне изменить ее первоначальное значение.
Происхождение фамилии и то, что на самом деле фамилия
означает, может быть определено для некоторых фамилий
несложно, а для других, представляет трудную задачу. Можно
предположить, что в истоках любой фамилии лежит или ремесло,
или личные характеристики людей, которые позже
трансформировались в фамилии. Карачаевские фамилии имеют
глубокие этногенетические корни, идущие из давних веков. На
сегодняшний день,
Карачаевцы (карач.- балк. къарачайлыла, таўлула) —
один из коренных народов Северного Кавказа, населяющий
горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии. Численность в
России — 192 тысячи человек (2002), из них 169,2 тысячи — в
Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения,
являясь самым многочисленным народом республики. Общая
численность — 220 тыс. чел.
Существует ряд гипотез, что некоторые карачаевские фамилии,
относящиеся к различным фратриям (трамовцев и хустосовцев)
происходят от хазар. По преданию, хазарский хан и полководец
Трам прибыл в Аланию в IX—Х вв. из Хазарии. Древние фамилии
Коркмазовы, Семеновы и Джанибековы относятся к фратрию Трама,
считают себя происходящими от Трама и называют себя "хан
Трамлары", т. е. "трамовские ханы". Прибывшие в Западную
Аланию (ныне Карачай) вместе с трамовцами или вскоре после
них хустосовцы — Бостановы, Хосуевы, Алботовы — считаются
происходящими от крупного хазарского священнослужителя
Хустоса (древние карачаевцы так называли Христа), который
еще с конца IX в. стал насаждать христианство с элементами
иудаизма в Западной Алании. Ведь не случайно одна из
веток-родов (атауулов) Бостановых называется Архиерейлары (Архиереевы).
Но происходящие от хазар карачаевские фамилии составляют
небольшой процент среди карачаевцев. Значительно больше
фамилий, берущих начало от "черныхбулгар", переселившихся в
VIII—IX вв. в Черекское ущелье Балкарии (балкарцы с
"цокающим" диалектом), а также в Пятигорье, в районы
Кисловодска и нынешнего Малокарачаевского района
Карачаево-Черкесии.
В большой фратрий (группа близких родов), называемый
Шадибековским (от тюркского "шад" — "князь" и "бек" — тоже
"князь", второе лицо в государстве после хана), входят,
кроме Хубиевых, Бытдаевых и Биджиевых, еще Дотдаевы,
Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы,
Хачировы — всего 10 фамилий.
Согласно документу, хранящемуся в фонде 262 Госархива
Северной Осетии-Алании под названием "Список лицам свободных
сословий бий, чанка и узден в Карачаевском обществе
Баталпашинского уезда", в дальнейшем: "Список Н.
Петрусеевича", составленному в 1874 году сословной комиссией
под руководством полковника Николая Григорьевича
Петрусевича, трамовцы составляли тогда 104 семьи, 436
мужчин, хустосовцы — семьи, 172 мужчин, шадибековцы — 170
семей, 598 мужчин. Во всех трех родственных фратриях (трамовцы,
хустосовцы, шадибековцы). Было 1206 человек мужского пола, а
с женщинами — около 2412 человек.
В середине XIX в. более половины карачаевского населения
составляли древнейшие карачаевские фамилии, корни которых
уходят далеко к скифам — сарматам — аланам. Что интересно,
этимология фамилий, входящих во фратрии адурхаевцев,
будияновцев, наурузовцев, так же, как и во фратрии
шадибековцев, трамовцев, хустосовцев (Хустос — от слова
"Христос"), тюркская. По карачаевскому преданию,
родоначальники самых многочисленных фамилий Адурхай ("белый
хан"), Будиян ("волчья душа"), Науруз ("весна") были родными
братьями, причем первые двое — близнецами. По другому
преданию, они были племянниками Карчи, легендарного
родоначальника карачаевского народа, по третьему — его
ближайшими друзьями.
Надо сказать, что в карачаевском обществе имели вес не
столько представители тех или иных фамилий, сколько те, у
которых было больше земли, скота и другого имущества.
Таковыми являлись, прежде всего, богатые княжеские роды —
Крымшамхаловы, Карабашевы, Дудовы, Темирбулатовы, которым
принадлежала одна треть земельных угодий Карачая, а также
феодальная верхушка других фамилий. Более того, молодые
фамилии (Абаевы, Алиевы, Борлаковы, Гочияевы, Айбазовы,
Тебуевы, Шамановы, Кубановы, Блимготовы, Токовы, Динаевы,
Халкечевы, Джаубаевы и другие) выдвинули из своей среды
немало относительно богатых людей, владевших значительными
земельными угодиями и большим количеством скота. Немногие
(около 10-15%) карачаевские фамилии образовались в XIX в. из
числа отделившихся от старых фамилий, принявших новые
фамилии, а также из переселившихся или представителей
зависимых сословий (крепостных крестьян, рабов), которых
привозили в Карачай не по их воле. Ученый и просветитель
Мисост Абаев писал, что зависимые люди были из числа "взятых
в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их
были имеретины, сванеты, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже
попадались русские из беглых солдат".
Значительные группы составляли люди, переселившиеся из
Закавказья, из соседней дружественной Абхазии и частично из
близкородственных абхазам абазинских селений. Процесс
образования новых карачаевских фамилий продолжается и в
настоящее время.
Закажите научное исследование фамилии для себя и своих близких в подарок здесь !!!